Как самостоятельно заправить бытовой кондиционер? Схема действий
Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются владельцы бытовых климатических систем – утечка хладагента. Сразу же возникают вопросы: как вовремя распознать утечку, как заправить бытовой кондиционер, к кому обратиться?
Утечка фреона – насколько это серьезно?
Вовремя обнаруженная течь охлаждающей жидкости, отключение кондиционера помогут избежать серьезной поломки, финансовых затрат на ремонт. Но последствия несвоевременной диагностики неисправности могут оказаться серьезными, вплоть до замены всей системы. Что произойдет, если утечка фреона длилась долгое время незамеченная:
- Перегревание компрессора внешнего блока сплит-системы. Он охлаждается именно фреоном. Из-за недостаточного количества охлаждающего вещества будет постоянно нагреваться, что приведет к поломке и выходу из строя. Вполне вероятно, что дорогостоящий компрессор придется заменить.
- Перегрев компрессора повлечет за собой поломку блоков, узлов, которые непосредственно с ним связаны.
- Вместе с фреоном по охлаждающей системе циркулирует масло для смазки компрессора. Когда образуется течь, оно выходит через отверстие, тем самым может навредить конденсатору. Смазка деталей компрессора не происходит должным образом.
- Сквозь отверстие течи внутрь системы вполне вероятно проникновение влаги.
Результат – ремонт с возможной заменой компрессора или всей системы целиком. Чтобы избежать больших непредвиденных затрат, необходимо правильно пользоваться оборудованием, внимательно следить за его состоянием, проводить плановые технические работы.
Причины утечки охлаждающего вещества
Основные, наиболее часто случающиеся причины течи фреона – некачественный монтаж, неправильная эксплуатация.
- Фреон – инертный газ без запаха, цвета. Он безопасен для человека, окружающей среды. Может испаряться из системы кондиционера через соединения, монтажные швы трассы. Если сборка, установка системы произведены верно, фреон не будет испаряться, либо испаряться в малых количествах. Тогда дозаправку достаточно производить каждые 1,5-2 года для исправной работы оборудования.
Плохо проведенный монтаж отрицательно скажется на оборудовании, долго ждать не придется. Слабые места установки сразу себя покажут.
- Несвоевременное техническое обслуживание, неправильная эксплуатация – также причина утечки хладагента.
- Механические повреждения трассы. Износ трубопровода – маловероятная причина. Но она также имеет место быть. При постоянной вибрации внешнего блока трубы с охлаждающей жидкостью перетираются, образуя отверстия утечек. Также возможно падение на трассу посторонних предметов, которые способны ее повредить.
- Повторный монтаж/демонтаж оборудования.
Признаки утечки фреона
При внимательном отношении к кондиционеру, своевременном техническом обслуживании несложно определить, что работа оборудования ухудшилась, произошли внешние изменения. Признаки наличия утечки фреона:
- Ухудшилась работа кондиционера, перестал охлаждать/нагревать воздух так же быстро, как раньше, делает это слабо, неэффективно.
- Постоянно включается защитный датчик компрессора, реагирующий на излишнее тепло. Он останавливает работу оборудования.
- Потемнение теплоизоляции компрессора.
- Наличие на элементах сплит-системы масла, запах гари после включения, окисление масла (проверяется тестом на уровень кислотности).
- Обгоревшая изоляция возле капиллярной трубки, подающего трубопровода.
- Оледенение патрубков внешнего блока.
Как только появились признаки утечки фреона, необходимо выключить кондиционер, не пользоваться им до устранения неполадок. Лучше всего – вызвать специалистов, которые протестируют систему, найдут причину поломки, устранят ее. Ведь причина неисправности может быть не только в утечке охлаждающего вещества.
Если есть полная уверенность, что причиной неисправной работы является именно утечка, устранить ее представляется возможным самостоятельно, дозаправив систему хладагентом.
Возможно вам будет интересно как проводят ремонт бытовых кондиционеров >>>
Как заправить бытовой кондиционер? Схема действий
Схема действий при заправке кондиционера охлаждающим веществом:
- Продуть внутренний блок системы, фреоновый трубопровод, чтобы просушить их от влаги (может вызвать неисправность работы компрессора).
- Снять колпачки с клапана, сервисного порта.
- Подключить вакуумный насос к датчику заправки.
- Присоединить трехходовой клапан к заправочному датчику.
- С помощью насоса вакуумировать климат-систему. Время вакуумирования – 30 минут, но оно может варьироваться мощностью вакуумного аппарата.
- Монометр заправочного датчика должен показать уровень давления 760 мм рт. ст.
- Если давление не достигло нужного показателя, значит есть течь. Необходимо с помощью индикатора утечки фреона найти место разгерметизации трубопровода.
- Устранить место утечки.
- Клапан датчика заправки закрыть. Выключить вакууматор.
- Открыть ключом трехходовой клапан всасывания, двухходовой жидкостный клапан на наружном блоке (поворачиваются против часовой стрелки).
- Сделать пробный запуск климат-системы.
- Снять показания уровня давления внутри системы, токовые показатели. При этом кондиционер работает на максимальном режиме охлаждения/обогрева.
- Если возникнет необходимость – дозаправить оборудование хладагентом.
- При сниженном давлении, короткой трассе теплоносителя (1-1,5 м), превышенном количестве газа – отвести излишки фреона из системы.
Виды фреонов для заправки бытовых кондиционеров
Системы кондиционирования заправляются различными охлаждающими веществами. Для бытовых наиболее распространены – R22 и R410a.
Вещество R22 охлаждает климат-системы, произведенные раньше. Сейчас оно запрещено в Европе по причине разрушающего воздействия на озоновый слой планеты. Тем не менее, в странах СНГ используется для дозаправки.
Хладагент R410a заменил предшественника, используется в современных кондиционерах. Отличается высокой стоимостью, сложным составом. Стоимость установки оборудования, заправленного R410a, увеличилась.
Заправка бытовых кондиционеров. Меры предосторожности
Несмотря на безопасность фреона R410a для окружающей среды, следует соблюдать меры безопасности при работе с ним:
- Запрещается дышать хладагентом R410a, он разрушает ткань легких, вызывая одышку, астму.
- Сплит-систему, заполненную на производстве R410a, дозаправлять именно эти веществом.
- Вместе с R410a применяется специальное масло для компрессора. Оно отличается от минерального масла предшественника R Необходимо очень осторожно заправлять оборудование смесью R410a с маслом, так как последнее поглощает влагу из окружающей среды. Поэтому оборудование нельзя надолго оставлять в условиях повышенной влажности.
- Необходимо использовать инструменты, произведенные для работы именно с фреоном R410a (датчики давления, шланг для заправки, индикатор утечки, вальцовочные механизмы, вакууматор и т.д.).
- Более высокое давление R410a предполагает определенный диаметр медных труб (не меньше 0,7 мм).
- Запрещено оставлять в системе трубопровода воздух, влагу.
- При проведении монтажных, сервисных работ – проветривать помещение.
При соблюдении определенных условий заправить климатическое оборудование возможно самостоятельно. Тем не менее, лучше всего воспользоваться услугами специалистов, которые не только дозаправят кондиционер, но смогут при необходимости выявить другие неисправности устройства.